Художественная выставка "Интеллектуальная эмоция" (октябрь 2017 г.)

Выставка «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ» Алесандра Иконникова (живопись) и Юрия Куликова (инсталляция)

В основе нашего искусства лежит синергетика – междисциплинарное направление науки и искусства. Так, в частности мы рассматриваем искусство, живопись, инсталляцию, формальный подход, математику и геометрию в единстве. В свое время классическую логику развил Аристотель. В настоящее время логику определяют формальный или математический подход. С другой стороны только эмоция, патетика вводит нас в мир искусства. Патетика же – это воодушевление, восхищение, возбуждение. На стыке этих двух подходов (эмоций и науки) и рождается современное искусство.

Нас интересует сила форм и структур, это энергия цветов и наша задача - заставить их работать вместе. Примером для нас является искусство пластики Александра Калдера, искусства живописи Казимира Малевича.

Художники 20 века стремились подступиться к реальному. Только в художественном жесте проступает реальное. Однако к теме разрушения образности необходимо также добавить, что всегда есть и другая тенденция – тенденция вычитания, которая ищет минимальный образ, задающий образ как простую черту, исчезающий образ. Антиномия разрушения и вычитания вдохновляет происходящее низложение похожести и изобразительности.

В настоящее время появляется искусство разряжения, достижения тончайшего и длительного воздействия, но не через агрессию по отношению к унаследованным формам, а через их размещение на грани пустоты, в сеть прерываний и растворений. Например, искусство Малевича или музыка Веберна – это совершенные образцы подобного подхода. Так в самом сердце 20 века драгоценно сверкает музыкальное творение Антона Веберна. Принцип доступа к реальному посредством вычитания доведен в ней до превосходной степени восхитительного сосредоточия. Неразложимо простая при всей своей сложности, зыбкая и захватывающая врасплох, она предлагает тишину орнаментов столь же возвышенных, как и неуловимых. Ей слишком чужда деструктивность, она далека от политики – но тем сильнее в ней особый мистицизм вне декаданса.

Современное искусство намерено порвать с идеей о том, что существуют формальные законы Прекрасного, проистекающие из согласия между чувственным восприятием и интеллектуальным выражением. Современное искусство, даже если и отдает предпочтение каким-то формальным схемам, в конечном итоге полагает, что любая сборка чувственного может произвести воздействие искусства. Природной нормы не существует, есть лишь произвольные последовательности складывающиеся из случайностей чувствительного опыта.

Как говорил Малларме, в искусстве «драма свершается разом, время, вычерчивает в ней провал, разворачивается молниеносно». Подобные «провалы», знаменующие победу чистого настоящего времени, отличают, к примеру, пьесы Веберна или картины Кандинского, Малевича, Матюшина, Мансурова, которые несколько секунд колеблются на грани поглощающей их тишины, или определенные пластические конструкции, предъявляемые лишь для того, чтобы быть уничтоженными.

Форма – это Идея, данная в ее материальном показателе. Сингулярность, активируемая лишь через настоящее включение действия. Форма есть эйдос (образ) (в платоновском смысле) художественного действия, и понимать ее надо под углом формализации. Формализация является мощной унифицирующей тенденцией века, проявившей себя во всех его предприятиях, от математики (формальная логика) до политики (например, понятие Партия или художник Пикассо как изобретатель адекватной формализации для любых случайностей видимого)

Современное искусство «сверчеловечно». Сверхчеловеческое, будучи избавлено от частностей, изымается из любой интерпретации. Произведение должно и может быть проинтерпретировано потому, что в нем слишком существенно особенное. Потому что оно не достигло чистой прозрачности действа, не обнажило свое реальное. Потому что оно еще не единоголосно. По мнению Алена Бадью: «Человечность двусмысленна, сверхчеловечность единоголосна». Всякое единоголосие есть результат формализации, действие которой есть локализуемое реальное.

Мышление о бытии как бытии есть не что иное, как математика. Так матрицей грандиозных проектов 20 века стала попытка математиков, от Гильберта до Гротендика «расколоть надвое» историю математики чтобы прийти к полной формализации, к общей теории универсумов (мир как целое) чистого мышлении.

Тезис художников века – свести математику к ее действу: к власти однозначности формализма, к оголенной мощи буквы и буквенных кодов.

Формализация математического действа – это сказывание математического реального, а не форма, прилепленная в последствии на бессвязный материал.

Быть причастным к некоторой истине можно лишь одновременно осознавая, что существуют и другие истины, к которым мы пока не причастны. Вот что отделяет формализацию как мысль и проект от простого прагматического пользования формами. По нашему мнению нужно неустанно изобретать другие аксиомы, другие логики, другие способы формализации. Сущность мышления всегда заключается в мощности форм.

работы:
фото:

12-й Международный фестиваль искусств. Республика Корея (2 октября - 8 ноября 2015 г.)

работы:
фото:

Международная выставка творческих работ "Figuartive art". Выставочные залы МГУ. Москва (20 апреля - 27 апреля 2015 г.)

работы:
фото:

Персональная выставка. «Разные. Философия различия». Хабаровск. Галерея современного искусства ART-HALL. (31 декабря 2014г. – 13 января 2015г.)

Общую концепцию выставки можно выразить словами Гераклита: «Одно, единственно должное-быть-помысленным, позволяет и не позволяет назвать себя именем Зевса (то есть молнии)», «Противостоящее несет себя – одно к другому, туда и сюда, собирая себя из себя самого». По-гречески «собирать» означает «позволить появиться», а именно появиться тому единому, в единстве которого собою вместе «со-брано» то, что в себе «бытийствует подле друг друга». Здесь быть «собранным» означает: пребывать удержанным в исконном единстве слаженности.

В работах трех художников (Иконникова А., Холодка Н. и Саитбаталова О.) утверждается, что бытие, жизнь, композиция есть производство различий, созидание различий.

В живописных и графических картинах и инсталляциях художников утверждается различие. Различие по их мнению – это творчество, но оно должно быть сотворено, как утверждающее различие, различием в себе.

Художники солидарны с утверждением Гераклита: «Созвучие, согласие, которое не показывает себя непосредственно и безоговорочно, является более могущественным, чем то, которое всегда очевидно». Истина – не для каждого, а только для сильных. Гераклитом произнесено поразительное слово. Оно указывает на внутреннее превосходство и сокрытость бытия. «Подобен навозной куче, беспорядочно насыпанной, прекраснейший из миров». Беспорядочно насыпанное, мешанина по отношению к собранности, небытие по отношению к бытию в противовес логосу который стоит в себе.

Необходимо, по их мнению, чтобы различие превратилось в стихию, высшее единство. Каждая вещь, каждое существо должно видеть поглощение собственной идентичности различием, быть лишь различием среди различий.

Современные философы (Ж.Делез, Ф.Гваттари, М.Фуко) утверждают, что бытие чувственного: различие, различие потенциалов, различие интенсивностей как основание качественных различий. Интенсивный мир различий, в котором качества обретают основание, а чувственное – бытие, как раз и есть объект высшего эмпиризма. Любая вещь, животное или человек доводятся в работах художников до состояния симулякра. Симулякр в советском энциклопедическом словаре определяется как схватывание констатирующую несхожесть вещи, которую он лишает ранга образа.

Каждый из художников, приближается к философским и художественным проблемам практикуя в живописи, графике и инсталляции. Художники углубляются в философские тексты, работают с концепциями, но слово, краска, линия и форма сохраняют их чувства и переживания. Слово в данном случае служит для сосредоточивания внимания зрителя на невидимом.

работы:
фото:

Выставка творческих работ преподавателей кафедры Изобразительного искусства посвященной 80-летию ДВГГУ. Хабаровск. Выставочные залы ДВГГУ. (15 ноября - 30 ноября 2014 г.)

работы:

11-й Международный фестиваль искусств (Gongju internatijnal art festival), Республика Корея (1 октября - 4 ноября 2014г.)

работы:
фото:

Выставка творческих работ преподавателей ДВГГУ, ФИИД кафедры ИЗО. Выставочные залы ДВГГУ. г. Хабаровск (25 сентября - 10 октября 2014г.)

работы:

III БИЕНАЛЕ АКВАРЕЛИ «Дальний Восток». г.Биробиджан. в/ц «Стройиндустрия». (15 сентября - 15 октября 2014г.)

работы:

Персональная выставка «МУЗЫКА СЛОЖНОСТИ». АРТ – Холл галерея современного искусства. Хабаровск (июнь, 2014г.)

МУЗЫКА СЛОЖНОСТИ

«Соединяйте то, что является полным и что еще не полно, что согласуется друг с другом и что рассогласовано, что находится в гармонии и что дисгармонично» утверждал Гераклит. «И в том мое творчество и стремление, чтобы собрать воедино все что является обломком, загадкой и ужасной случайностью» заявлял Ницше.

Многие современные философы, художники, музыканты считают, что симметрия – имеет мало общего с творчеством. Для развития плодотворно лишь то, что лишено симметрии, что разупорядоченно, что находится в состоянии, далеком от равновесия. Они утверждают: искусство – это не хаос, а композиция из хаоса…

С точки зрения классического искусства, вселенная упорядочена, а беспорядок и случайность являются показателем нашего незнания или недостаточности нашего знания Вселенной. Согласно же принципам сложного мышления – «в мире происходит игра, одновременно и конкурентная, противоречивая, взаимно согласованная между порядком и беспорядком, между регулярностями и необходимостями с одной стороны, и неопределенностями и случайностями – с другой» утверждает Э.Морен.

Сложное мышление в искусстве – это не замена простоты сложностью, а осуществление непрерывного диалогического движения между простым и сложным. Разделение и упрощение уже мертвы в самой основе физической реальности. Беспорядок и неопределенность являются предзнаменованием сложности заявляет Эдгард Морен.

Неопределенность естественно вписана в само представление о сложности мира. Неопределенность означает незавершенность всякого процесса познавательной и практической деятельности, непредзаданность, открытость и нелинейность исхода этой деятельности.

Сложное мышление – это мышление, которое способно связывать, глобализировать. Однако, оно в то же время способно признавать индивидуальное, конкретное, единичное как уникальное и неповторимое в своих свойствах. Сложное мышление не сводится ни к науке, ни к философии, ни к искусству, но позволяет им коммуницировать друг с другом, играя роль некоего челнока между ними. Соединять, устанавливать связь – становится в настоящее время главенствующей идеей в искусстве. Одной из фундаментальных характерных черт организации современной художественной композиции является ее способность превращать разнообразие в единство, не уничтожая это разнообразие, а также создавать разнообразие в единстве и посредством единства.

В основе природы лежит не простота, а сама сложность. Простое является только произвольным моментом абстракции, средством манипулирования, оторванным от сложностей.

работы:
фото:

Выставка творческих работ преподавателей факультета изобразительного искусства и Дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета посвященной 55-летию ФИИД ДВГГУ. Хабаровск (24 апреля - 10 мая 2014 г.)

работы:

"О ЛОШАДКАХ". "ДВ ХУДГРАФ" Муравьева-Амурского, 4. Хабаровск, Россия. (31 января - 25 февраля 2014 г.)

работы:
фото:

Выставка творческих работ преподавателей кафедры Изобразительного искусства ДВГГУ. «62 научная конференция» г.Хабаровск. Выставочные залы ФИиД ДВГГУ. (14 января - 14 февраля 2014 г.)

работы:
фото:

Выставка Графики. Галерея современного искусства «Метаморфоза» г. Комсомольск-на-Амуре ( 15 февраля 2014 г. – 15 марта 2014 г.)

работы:

4-й фестиваль Российской графики «Серебряная волна». г.Комсомольск-на-Амуре Галерея современного искусства «Метаморфоза». (14 декабрь 2013г. - 14 январь 2014г.)

работы:

10-й Международный фестиваль искусств. Республика Корея. Gongju internatijnal art festival 2013 (3 октября - 4 ноября 2013г.)

работы:
фото:

Выставка творческих работ художников Благовещенска, Биробиджана, Магадана, Лесозаводска, Находки, Ю.Сахалинска, Москвы, С.-Петербурга, Парижа, Хабаровска. «Город друзей» г. Хабаровск. Галерея – 2 (26.07-26.08 2013 г.)

работы:
фото:

Воображаемая жизнь. Государственный выставочный зал "Богородское" (11 - 30 июня 2013 г.)

пресс-релиз выставки
работы:
Так же на выставке представлены работы по двум темам: наброски фигуры человека, композиции (пастель, уголь. карандаш, мелки) и Абстрактные работы. "трансверсаль - связующая нить"
фото:

Выставки 2012 года

The 3 th Boeun International Art Expo INVITATION. г.Деджон. Республика Корея. Декабрь 2012 – октябрь 2013. (3 работы)
9-й Международный фестиваль искусств. Республика Корея. Gongju internatijnal art festival 2011 (03.10.2012-04.11.2012). (2 работы)
работы:
фото:
Выставка художников Благовещенска, Биробиджана, Магадана, Хабаровска. «Искусство и деньги» г. Хабаровск. Галерея – 2. 22.10.-15.11.2012. (7 работ)
работы:
фото:
II БИЕНАЛЕ АКВАРЕЛИ «Дальний Восток». г.Биробиджан. Выставочный центр «Стройиндустрия». 10.09.2012-10.10.2012. (2 работы)
Выставка творческих работ преподавателей Дальневосточного государственного гуманитарного университета, ФИИД кафедры ИЗО 15.09-30.09.2012. Россия. Выставочные залы ДВГГУ. г.Хабаровск (2 работы)

8-й Международный фестиваль искусств "Звуки природы". г. Гонджу, Корея (10 октября - 6 ноября 2011г.)

работы:
видео:
  • лекция в Чуннамском государственном университете
  • открытие выставки студентов
фото:

Выставка творческих работ преподавателей кафедры Изобразительного искусства ДГГУ. «Лето звонкое, будь со мной!» Выставочные залы ДВГГУ. Хабаровск. Россия (10 сентября - 30 сентября 2011г.)

работы:
фото:

3-й фестиваль Российской графики «Серебряная волна». г. Комсомольск на Амуре Галерея современного искусства «Метамарфоза» (1 сентября - 1 октября 2011г.)

работы:

Увидеть невидимое - Хабаровск (июнь 2011г)

Как увидеть невидимое

Вас, именно вас приглашают устроители второго международного фестиваля современного искусства на праздник.

Думаю, что этот праздник в Хабаровске получится, потому что одной из заявленных целей фестиваля является сближение людей, создание атмосферы доверия. Чтобы поднять ваше настроение, будут работать выставки, выступать музыканты, проводиться мастер-классы для детей и взрослых. В рамках фестиваля пройдут встречи с известными художниками, писателями, философами.

Рабочую группу фестиваля возглавил А.И. Иконников, заведующий кафедрой ИЗО ДВГГУ, доктор педагогических наук, профессор. К нему у меня возникло несколько вопросов:

- Александр Иванович, почему фестиваль современного искусства получил название «Увидеть невидимое»?

- Мы смотрим на себя и на мир глазами других людей. Здесь очень важен свежий взгляд художника, писателя, артиста. Художники, представленные на фестивале, сумели увидеть мир поновому. В малом, незначительном может скрываться большая тайна бытия. Приоткрывая эту тайну, искусство делает мир богаче. Мы считаем современным все искусство, которое делается сегодня. Поэтому приглашаем всех принять участие в фестивале, не делая различий в стилях и направлениях. Ставим своей целью познакомить с современным искусством всех, кто этого пожелает. Чем шире будет аудитория, тем больше успех фестиваля.

- Кто приедет на фестиваль?

- На выставке будут представлены работы из Москвы, Курска, Омска, Иркутска, Магадана, Комсомольска, Биробиджана, Сахалина. Кроме того, участниками фестиваля стали наши друзья из КНР и Республики Корея. Мероприятие проводится при поддержке министерства образования Хабаровского края, министерства культуры Хабаровского края. Среди активных участников фестиваля хочу назвать Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровский государственный институт искусств и культуры, Дальневосточную государственную социально-гуманитарную академию (г. Биробиджан), Хабаровский краевой колледж искусств, Хабаровский педагогический колледж, Хабаровский технологический колледж.

Из списка видно, что одной из целей фестиваля является поиск новых талантов, новых имен. Приглашаем вас с 20 по 30 июня с 10 до 17 часов в ДВГГУ на выставку. Здесь вы сможете узнать о программе фестиваля и о местах и времени проведения встреч, концертов, мастер-классов. Можно получить информацию на сайте ДВГГУ «Конференция».

Автор: Александр ЛЕПЕТУХИН

Приветственные слова: показать

Участникам второго
международного фестиваля
современного искусства
«Увидеть невидимое»

Дорогие друзья!

Сердечно приветствую участников второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое» и Международной научно-практической конференции «Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы»!

Художественно-социальный проект, объединяющий научные и образовательные учреждения, организации культуры и искусства разных стран позволяет не только привлечь к себе пристальное внимание общественности, но и добиться более высокой цели – укрепления взаимного доверия между народами путем эмоционального сближения через современное искусство.

Фестиваль не только дает возможность оценить творческий потенциал современных художников, но также решает задачи художественно-эстетического воспитания и образования, поддержки в самореализации талантливой молодежи, поиска новых имен. Знакомство с дальневосточным искусством несет в себе воспитательный и нравственно-патриотический заряд, формируя в подрастающем поколении чувство глубокого уважения к родному краю.

Желаю участникам плодотворной работы, интересных научных исследований и открытий, новых достижений и творческих взлетов.

Выражаю уверенность в том, что фестиваль создаст свой вклад в научную и культурную жизнь региона, явится мощным импульсом в совершенствовании настоящего и развитии культурного потенциала Хабаровского края.

Министр культуры
Хабаровского края
А.В. Федосов

Дорогие друзья!

От всей души рад приветствовать участников и гостей второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое», а также участников Международной научно-практической конференции «Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы»!

Для современного преобразования школы необходимо значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Полноценное обучение невозможно без формирования чувства прекрасного, формирования высокого художественного вкуса, правильного понимания и оценки произведений искусства, красоты и многообразия окружающего мира. Важно активно использовать в этих целях возможности разнообразных фестивалей, художественных выставок, научных конференций, диспутов, встреч со своими российскими и иностранными коллегами.

Проблема поиска путей совершенствования системы обучения художественного образования в университетах, колледжах, художественных школах является одной из актуальных педагогических задач. Значение ее возрастает в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса и грандиозными по масштабам изменениями в жизни общества. Для создания условий обеспечения адаптации высшей школы к постоянно меняющимся ситуациям возрастает потребность в инновационных методиках, процедурах и средствах совершенствования, формирования, развития и корректировки организационной структуры и системы обучения художественного образования. Этот процесс неизбежно находит свое отражение в учебной практике учебных заведений, а его основным содержанием является обучение специальным дисциплинам, посредством которых постигаются законы и теории научной и художественной картины мира, а также решаются различные воспитательные задачи.

Желаю всем участникам второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое», а также участникам международной научно-практической конференции «Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы» успешной творческой работы, новых модернизационных проектов, опирающихся на лучшие отечественные и мировые традиции.

Ректор ГОУ ВПО «Дальневосточный
государственный гуманитарный университет»,
доктор физико-математических наук,
профессор М.И. Костенко

Дорогие друзья!

Искренне рад приветствовать участников и гостей второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое», и Международной научно-практической конференции «Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы»!

Политика российского государства определяет основополагающую роль культуры в укреплении статуса России в мировом сообществе как ведущей державы в сфере искусства, художественного образования, развития человеческих индивидуальных эстетических способностей. Огромная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям и, в частности, гуманитарным вузам.

Сегодня на территории Дальнего Востока плодотворно работают 9 высших и более 20-ти средних специальных образовательных учреждений, в которых обучаются студенты художественно-эстетических и педагогических специальностей, художественное образование детей обеспечивают около 400 школ искусств.

Особой гордостью учебных заведений являются их педагогические коллективы и выпускники, среди которых художники, заслуженные работники культуры и деятели искусств России, руководители художественных школ и мастерских, руководители органов управления культурой субъектов федерации, муниципальных образований, учреждений культуры и искусства, реставраторы. Из аудиторий высших и средних специальных учебных заведений Хабаровского края вышло более 40 тысяч специалистов – истинных энтузиастов художественного творчества, подвижников и хранителей культурного наследия народов Дальнего Востока и России.

Фестиваль даст возможность оценить нынешнее состояние, тенденции и перспективы развития современного искусства, выявить пути взаимодействия, предложить ориентиры совместного российского и международного сотрудничества, определить пути совершенствования образования в сфере современного художественного творчества.

Есть небезосновательная уверенность, что работа нашего фестиваль будет способствовать научному осмыслению и пониманию ответственности деятелей культуры и искусства, а также представителей органов исполнительной власти за состояние отрасли, решению вопросов развития художественно-эстетического образования и воспитания молодёжи, совершенствованию системы образования и станет мощным импульсом в стимулировании настоящего и будущего творческого потенциала Дальнего Востока и России в целом.

Желаю всем участникам фестиваля и конференции успешной творческой работы, новых интересных проектов, взаимопонимания, здоровья и благополучия!

Ректор ФГОУ ВПО
«Хабаровский государственный институт искусств и культуры»,
доктор культурологии, профессор С. Н. Скоринов

Дорогие друзья!

От имени Дальневосточной социально-гуманитарной академии приветствую участников второго Международного фестиваля «Увидеть невидимое». Ежегодно он собирает большую аудиторию участников и зрителей. На этот раз фестиваль расширяет свою географию и приглашает Вас в «жемчужину» дальневосточного региона – город Биробиджан Еврейской автономной области, где на базе Государственной социально-гуманитарной академии будут представлены такие мероприятия, как выставка современного искусства, творческие мастер-классы, ознакомительные экскурсии, а также созданы условия для личных встреч и дружеского общения участников конференции.

Надеюсь, что представленные работы станут для Вас событием, удивят широтой творческого диапазона, содержательностью и ассоциативной выразительностью изобразительных средств.

Позвольте мне от всего сердца выразить благодарность уважаемым представителям международных организаций, принимающим участие в этом фестивале, всем друзьям и коллегам, разделяющим наши успехи и радости. Пусть фестиваль содействовует взаимопониманию и укреплению дружеских связей между нашими народами и странами! Ректор ГОУ ВПО

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»,
кандидат экономических наук, доцент
Л.С. Гринкруг

Дорогие друзья!

Сердечно поздравляю Вас с открытием второго Международного фестиваля современного искусства «Увидеть невидимое», открывается в Хабаровске. Хабаровский педагогический колледж – одно из старейших учебных заведений России. Я искренне рад, что в этом году осуществилось желание студентов колледжа участвовать в мероприятии подобного масштаба наравне с именитыми художниками страны и зарубежья. В учебных заведениях воспитывается большое число молодых талантливых художников. Я верю, что данный фестиваль внесет большой вклад в укрепление творческих связей между студентами, преподавателями разных стран и городов! Это станет достойным вкладом в повышение качества художественного образования. От всего сердца желаю, чтобы пусть понемногу, начиная с малого, могли бы укрепляться взаимоотношения между нашими странами для пропаганды с помощью искусства здорового созидательного образа жизни и позитивного эмоционального и творческого фона в молодежной среде.

Директор КГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж»,
Заслуженный учитель России,
Директор года-2010,
кандидат педагогических наук,
Г.М. Гостев

Дорогие друзья!

Художники, архитекторы, дизайнеры, музыканты – что их может объединить?

Естественно, искусство и творчество, влияющие на человека и его эмоции, на духовные качества, мысли, поступки, на внешность и среду обитания.

Без объединения усилий представителей этих профессий мир безусловно может существовать. Но качество этого мира связано именно с тем, как взаимодействуют в нем данные творческие силы. Чем сильнее их связь, тем значительнее результаты их деятельности, тем сильнее их влияние как на общество, так и на отдельного человека, поэтому лозунг «Творческие силы, объединяйтесь!» никогда не потеряет своей привлекательности и значения.

Директор ГОУ СПО
Хабаровский краевой колледж искусств
С.Н. Назаров

работы:
фото:

Выставка творческих работ преподавателей Дальневосточного государственного гуманитарного университета, ФИИД кафедры изобразительного искусства «Год космонавтики». Выставочные залы ДВГГУ. г.Хабаровск. Россия (10 апреля - 10 мая 2011г.)

работы:

Выставка дом интеллигенции (январь 2011г)

работы:
фото:

Выставка преподавателей кафедры Изобразительного искусства ДВГГУ. Хабаровск. ДВГГУ. Россия (10.01-25.01 2011)

работы:

Информационная виртуальность (ноябрь 2010г)

Государственный выставочный зал «Богородское». г. Москва. Россия

"Информационная виртуальность" Александра Иконникова и "Воображаемая реальность" Валентины Иконниковой

Одно из значений популярного теперь слова "виртуальный" – "воображаемый; существующий лишь как продукт воображения".

Конечно, мы больше привыкли к словосочетанию «виртуальная реальность», вызывающему ассоциации с безграничными просторами Интернета: «виртуальным общением», «виртуальным пространством», «виртуальными мирам».

В таких контекстах «виртуальность» противопоставляется с «реальностью».

Так, виртуальность, с одной стороны, синонимична воображению, а с другой стороны, противоположна реальности.

Именно такие творческие сходства и противоположности, обыгрываемые в названии выставки, и представлены в работах отца и дочери Иконниковых.

Творчество Александра Иконникова – профессора и доктора педагогических наук, известного специалиста в области преподавания изобразительного искусства, живописца-профессионала, признанного на международном уровне, философа современного искусства – представляет собой материал для интеллектуальной и эмоциональной работы. Это информация о воображаемом.

Работы Валентины Иконниковой – доцента, кандидата филологических наук, специалиста в области англоязычной юридической терминологии и лингвокультурологии – сфере, далёкой от искусства, - являются попыткой выразить свои реальные впечатления или воображаемые воспоминания от путешествий и ярких событий.

Виртуальность и реальность, информация и воображение, абстрактное и реалистичное, профессиональное и любительское – совместимы ли эти категории, оттеняют ли они друг друга, высвечивают ли достоинства друг друга, помогает ли их соседство увидеть общее и различное?

Возможно, зрителям удастся получить для себя ответы на эти вопросы на нашей выставке.

картины видео

7-й Международный фестиваль искусств Республика Корея (03 октября - 04 ноября 2010г)

Главная задача автора данных работ – средствами своего материала вырвать ощущение из объективных восприятий и состояний воспринимающего субъекта, вырвать эффект из переживаний как перехода от одного состояния к другому. Извлечь блок ощущений. Художник применяет специальный метод. Это метод вибрации, разделения, удаления и расслабления красочного поля. Ощущение вибрирует, соединяется, раскрывается или опустошается.

работы:

Выставка профессоров кафедры Изобразительного искусства ДВГГУ «Эмоции лета» (3 - 15 сентября 2010г)

Международный фестиваль искусств - 2010 «Энергия искусств и дизайна» Россия, Германия, Республика Корея, КНР, Монголия, США, Канада, Япония, Австралия. Выставочный зал “Palazzo”. Хабаровск. Россия. (13 - 23 сентября 2010г.)

работы:
фото:

Яньбенский государственный университет, Музей изящных искусств, КНР (2 - 9 июля 2010г)

Международная выставка профессоров и студентов Яньбенского государственного университета. КНР, Чунгнамского национального университета. Республика Корея, Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Россия. 02.07-09.07.2010. Яньбенский государственный университет, Музей изящных искусств, КНР

Выставка профессоров и студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета, ФИИД кафедры ИЗО 01.07-12.07.2010. «Созвездие бытия» (1 - 12 июля 2010г)

Иван Купала Иван Купала

Известно, что мысль в трех своих главных формах – искусстве, науке и философии – характеризуется одним тем же: противостоянием хаосу, начертанием плана, наведением плана на хаос.

Философия стремиться сохранить бесконечность, придавая ей консистенцию, - она чертит план имманенции, который увлекает в бесконечность события или консистентные концепты под воздействием концептуальных персонажей. Наука, напротив, отказывается от бесконечности, чтобы завоевать референцию, - она чертит лишь план индеферентных координат, которым в каждом конкретном случае определяются состояния вещей, функции. Искусство стремиться создать такое конечное, которое вновь даст бесконечность, - оно чертит план композиции, который сам несет в себе памятники или составные ощущения под воздействием эстетических фигур.

Тем не менее не следует думать, будто искусство – это синтез науки и философии, конечного и бесконечного пути. Все три пути имеют свою специфику. В последнее время были две попытки сблизить искусство с философией – искусство абстрактное и концептуальное; но они не заменяют ощущения концептами, они творят именно ощущения, а не концепты. Абстрактное искусство всего лишь стремиться истончить, дематериализовать ощущение, растягивая архитектонический план композиции, где ощущение стало бы чисто духовным объектом, сияющей, мыслящей и мыслимой материей, уже не ощущением моря или дерева, но ощущением концепта моря или концепта дерева.

Концептуальное же искусство ищет дематериализации обратным путем – через обобщения. Оно настойчиво нейтрализует учреждаемый им план композиции (каталог недемонстрируемых произведений, земля, накрытая своей собственной картой), чтобы в нем все обрело значимость ощущения, воспроизводимого до бесконечности, - вещи, изображения или клише, словесные предложения: скажем, вещь, ее фотография в том же масштабе и в том же месте и ее словарная дифиниция. Тем не менее в этом последнем случае нет уверенности, что может быть достигнуто ощущение либо концепт, потому что план композиции имеет тенденцию становиться «информативным», а ощущение зависит просто от «мнения» возможного зрителя, которому и предстоит «материализовать» или нет, то есть решить, искусство это или нет.

Три вида мысли пересекаются, переплетаются, но без всякого синтеза или взаимоотождествления. Философия вызывает события с помощью концептов, искусство воздвигает памятники с помощью ощущений, наука конструирует состояния вещей с помощью функций. Между этими планами может образоваться плотная ткать соответствий. Но в этой сети имеются и высшие точки, в которых ощущение само становится ощущением концепта или функции, концепт (мысль, понятие) – концептом функции или ощущения, функция – функцией ощущения или концепта. Правда, в этих кульминационных точках нам грозят и величайшие опасности: либо вернуться к мнению, от которого мы желали выйти, либо низвергнуться в хаос, которому мы желали противиться.

Однако, мы (преподаватели и студенты) попытались сегодня показать свой взгляд на окружающую жизнь, увидеть невидимое, мимо которого мы обычно проходим не замечая, не задумываясь и не оценивая.

Нет события, феномена, слова, мысли, смысл которых не оказался бы многосложным. Всякая вещь бывает то тем, то этим, а то и чем-то в высшей степени запутанным, в зависимости от овладевших ею сил. Оценка, тончайшее взвешивание самих вещей и смыслов каждой из вещей – все это относится к высочайшему искусству – искусству интерпретации. Интерпретировать - и даже – оценивать – означает взвешивать.

Необходимость утверждается в случайности, если только утверждена сама случайность. Есть только одно сочетание граней, соответствующее случайности как таковой, один-единственный способ сочетания всех составляющих случайности, подобный единству множественного, это число или необходимость. Есть много чисел, соответствующих возрастающим или убывающим вероятностям, но лишь одно число, соответствующее случайности как таковой, одно единственное фатальное число, воссоединяющее все разрозненные осколки случайности. Поэтому стоит художнику однажды утвердить случайность, как он получит число, художественное произведение, которое обеспечивает новый бросок «игральных костей», создание нового художественного произведения.

Всякая случайность однократна. Это власть, направленная не на устранение множественного, но на его однократное утверждение. Итак, брошенные игральные кости дают в итоге число (произведение искусства), обеспечивающее новый бросок. Ибо число (произведение искусства) есть бытие, единое и необходимость, но единое, утверждающееся во множественном как таковом, бытие, утверждающееся в становлении как таковом, судьба, утверждающаяся в случайности как таковой. Число (произведение искусства) присутствует в случайности подобно тому, как бытие и закон присутствуют в становлении. И это присутствующее в становлении число (произведение искусства), которое поддерживает огонь, это единое, которое утверждает себя множественным, если это множественное утверждено – танцующая звезда или, скорее созвездие, порожденное броском игральных костей. Формула игры, художественного произведения, такова: «породить танцующую звезду вместе с хаосом, который носишь в самом себе». (Ницше. Заратустра, Вступление, 5)

Заведующий кафедрой ИЗО ДВГГУ, доктор педагогических наук, профессор Иконников А.И.

Выставка преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и Дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета «Мелодия Мая» 2010г

«Неталантливых нет, тем более, в России». Эту мысль высказал известный хабаровский художник и профессор ДВГГУ Александр Иконников на открытии выставки творческих работ студентов факультета изобразительных искусств и дизайна – «Эстетика бытия» в галерее «-2». Экспозиция была организована в рамках новой международной выставки творческих работ преподавателей и студентов трех стран: России, Китая и Кореи.

Особое звучание ей придают пятидесятилетний юбилей факультета ФИИД и многолетний опыт сотрудничества между преподавателями и студентами разных стран.

Картины молодых художников необычны, а их манера еще не обрела своего названия. По словам участников выставки, работы нельзя отнести к определенному жанру. «Скорее это смещение разных стилей: авангард, минимализм, модерн» - говорит студентка ДВГГУ Елена, которая представляет своих две работы.

Действительно, представленные работы отличаются от всего того, к чему так привыкли хабаровчане. Картины молодых – рай для ценителей современного искусства. Философия бытия, современной жизни раскрывается через единство композиции линий, форм и цвета. Это – геометрия, отражающая мир. Эстетика, заложенная в фигурах, пробуждает воображение. Представленные на выставке художники не боятся идти вразрез с общепринятыми нормами и канонами, не боятся привносить в искусство свое видение. В настоящее время такие картины – неотъемлемая часть современной культуры. Сложно сказать, выставлялись ли в нашем городе подобные работы.

Но картины нового, современного жанра – это лишь часть экспозиции. Другая часть работ понравилась всем без исключения посетителям. Это интересная, натуралистичная живопись, по – весеннему легкие, свежие и жизнерадостные работы: городские пейзажи и свободные зарисовки, сочные цвета и яркие полотна.

Обе части выставки – противостояние глубоких смыслов, заложенных в геометрии, философии композиции, сложных сплетений линий и фигур и простой, радостной живописи, близкой и понятной каждому. Никто из присутствовавших на выставке не ушел равнодушным.

Елена Войцехович. Молодой дальневосточник №18(13170), 5-12мая 2010год

работы:

Международная выставка преподавателей и студентов ДВГГУ, Россия, Чуннамского университета Р.Корея и Университета г.Циндао КНР (27 марта - 25 апреля 2010г)

Сегодня в нашем Дальневосточном государственном гуманитарном университете открылась новая международная выставка творческих работ преподавателей и студентов трех стран: России, Китайской Народной Республики и Республики Кореи.

Особое звучание данной международной выставке придает то, что она проводится в рамках празднования пятидесятилетия факультета Изобразительного искусства и Дизайна ДВГГУ (бывшего Художественно-графического факультета основанного в 1959 году), а также десятилетия создания на факультете Изобразительного искусства и Дизайна нашего университета международной программы сотрудничества и взаимного обмена научно-теоретическим опытом и творческими выставками между преподавателями и студентами разных стран.

Нашими гостями были преподаватели и студенты Германии, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Соединенных Штатов Америки, Финляндии и др.

Пять лет исполнилось со дня нашего плодотворного сотрудничества между Чуннамским университетом Республики Корея и ДВГГУ. Все это стало возможным благодаря энтузиазму, настойчивости и целеустремленности профессора искусств, нашего хорошего друга, известного художника, педагога и почетного профессора ДВГГУ мистера Лим Липа.

Благодаря его неутомимой энергии и гостеприимству ежегодно преподаватели и студенты нашего университета участвуют в работе международных фестивалей искусств в г. Деджон, Республики Корея (Лим Лип Арт музее).

В 2009 г. под эгидой нашего университета и председательством ректора доктора наук, профессора М.И.Костенко в стенах ДВГГУ был проведён Первый международный фестиваль современного искусства «Увидеть невидимое», который получил одобрение и поддержку общественности нашего Хабаровского края. Студенты и преподаватели трех стран: России, республики Корея и КНР представляли более 400 работ.

В 2011 г. мы планируем провести второй такой же фестиваль. (Информацию см. на сайте ikonnikov-art.ru) Предполагается расширить формат фестиваля и за счет экспонирования не только живописных и графических работ, но и представить скульптуру, керамику, инсталляцию, ювелирное искусство, граффити, перфоманс, архитектурные проекты, компьютерную графику. Страны участники, выразившие желание принять участие в предстоящем фестивале: Россия, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Монголия, Япония, ФРГ, США и др.

Ежегодно проходят наши совместные творческие выставки преподавателей и студентов в России и в Республике Корея, Китайской Народной Республике, Германии. Читаются лекции по проблемам современного искусства, проводятся мастер классы, круглые столы по обмену мнениями.

Представленные сегодня на «Международной выставке творческих работ преподавателей и студентов России, Китайской Народной Республики, и Республики Корея» разнообразные художественные композиции, с их свободой творческой проблематики подтверждают, что творческий поиск, сформировавшийся на факультете, мотивирует и поддерживает художников в их поиске новых путей своего творческого выражения. Очередная выставка открыта в рамках общей программы по вхождению России в мировое художественное пространство.

С 15 по 30 апреля 2010г. в галерее «-2» (Комсомольская пл.) состоится очередная выставка творческих работ студентов 4 - 5-курсов «Философия бытия» отделения изобразительного искусства.

С 25 июня по 15 июля в Китайской Народной Республике, Янбианском университете состоится Первый Международный фестиваль современного искусства.

Желаем всем участникам сегодняшней выставки, а также предстоящих художественных фестивалей и выставок исполнения всех творческих планов, успехов и счастья, которое вы подарите не только себе, но, главное, своим зрителям.

С уважением и наилучшими пожеланиями Заведующий кафедрой ИЗО, доктор наук, профессор А. И. ИКОННИКОВ

работы:

Весенние мелодии (15 января - 3 февраля 2010г)

Творческие работы преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и Дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета представленные в галереи «Палаццо» на выставке «Весенние мелодии - 2010», подтверждают, что творческий поиск, установившейся на факультете, мотивирует и поддерживает творцов в их поиске новых путей выражения.

Искусство создает перцепты и аффекты, которые не совпадают с восприятиями или чувствами. Мы рисуем, ваяем, сочиняем, пишем ощущениями. Мы рисуем, ваяем, сочиняем, пишем ощущения.

О любом искусстве следовало бы сказать: художник – это показчик аффектов, изобретатель аффектов, творец аффектов, связанных с перцептами или видениями, которые он нам дает. Он не только творит их в своих произведениях, он наделяет ими нас самих и заставляет нас становиться с ними, он нас самих вовлекает в составное целое. Подсолнухи Ван Гога – это становления, так же как и чертополох Дюрера или мимозы Боннара. Редон так озаглавил одну свою литографию: «В начале у цветка, возможно, было видение». Цветок видит. Это самый настоящий террор: «Видишь, как этот подсолнух заглядывает в компоту через окно? Он так весь день и смотрит ко мне». Подобная история живописи через цветы – это как бы бесконечно возобновляемое и продолжаемое творчество аффектов и перцептов цветов. Искусство – это язык ощущений, будь то через посредство слов, красок, звуков или камней. В искусстве не бывает мнения. Искусство разрушает тройственное единство восприятий, переживаний и мнений, заменяя его памятником, составленным из перцептов, аффектов и блоков ощущений, которые играют роль языка. Писатель, например, пользуется словами, но создавая при этом такой синтаксис, который переводит их в ощущения и от которого обычный язык начинает запинаться, дрожать, кричать или даже петь; это и есть стиль, «тон», язык ощущений, чужой язык в языке – тот, что призывает грядущий народ. Писатель скручивает язык, заставляет его вибрировать, сжимает и разверзает его, чтобы оторвать перцепт от восприятий, аффект от переживаний, ощущение от мнения, - в надежде на этот еще отсутствующий народ. «Память моя не любовна, а враждебна, и работает она не над воспроизведением, а над отстранением прошлого…Что хотела сказать моя семья? Я не знаю. Она была косноязычна от рождения, - а между тем у ней было что сказать. Надо мной и над многими современниками тяготеет косноязычье рожденья. Мы учились не говорить, а лепетать – и лишь прислушиваясь к нарастающему шуму века и выбеленные пеной его гребня, мы обрели язык» (О. Мандельштам).

Именно в этом и состоит цель любого искусства, и живопись или музыка точно так же вырывают из красок и звуков неслыханные аккорды, пластические или мелодические пейзажи, ритмических персонажей, которые возвышают их до пения земли и до крика людей. Этим и образуется тон, здоровье, становление, визуальный или звуковой блок.

Дело искусства – воспитывать нас, пробуждать нашу душу, учить нас чувствовать.

Мы желаем зрителям быть восприимчивыми, открытым навстречу образам с самой слабой интенсивностью. Понимание данной живописи возможно при условии, если зрители вступают в контакт с этой виртуальной властью, которая не принадлежит порядку представления, которая порождена смутными образами, не произведенными человеком, но контактирующими с ним.

Выражаем благодарность АРТ - ГАЛЕРЕИ «Палаццо», организовавшего эту выставку и лично Ольге Манаховой за ее неоценимое сотрудничество.

Заведующий кафедрой ИЗО Александр Иконников

6-й международный фестиваль искусств (октябрь 2009г)

Татьяна ГЛАДЫШЕВА

ПОИСКИ ПРЕКРАСНОГО…

Портрет художника Александра Иконникова

Нас мало избранных…
А.С.Пушкин.

Не могу сказать, что в галерею имени Федотова на выставку, посвященную десятилетнему юбилею сотрудничества ДВГГУ (бывший Хабаровский педагогический институт) с северокитайским университетом города Бейхуа я попала случайно. Интересных, иногда даже очень, работ много. У этих картин поневоле останавливаешься: они надолго задерживают внимание, притягивают взгляд. Чем же? Может быть, особой выразительностью кисти или необыкновенным сочетанием ярких красок? А быть может, тем необычным цветовым контрастом, который, как вспышка, озаряет картину? Или светом, бьющим неизвестно откуда, который иногда мерцает, а порой, разливается по полотну, завораживая тайной, которую так хочется разгадать?

Я люблю подолгу рассматривать картины известных художников. Не покривлю душой, мне больше импонирует классика: Репин, Шишкин, Левитан и т.д. На их полотнах все понятно, ясно, реалистично. А здесь? Здесь для меня нечто новое, а если говорить словами самого художника - здесь я встретила то, что мне, человеку шестидесятых годов, было не только недоступно, но и непонятно даже.

На следующий день было закрытие выставки. Китайские и русские коллеги более чем уважительно отзывались друг о друге, а особенно о нем – Александре Ивановиче Иконникове.

Прошлась по галерее и …снова убедилась, что мимо его картин так просто не пройдешь. Они удивляют, радуют и чем-то завораживают. Взгляд зрителя, словно под каким-то магическим воздействием погружается в пространство картины, стараясь вместе с автором как бы заглянуть в глубины человеческого подсознания.

Снова стояла у его рисунков так долго, что он сам обратил на меня внимание. А на третий день он, известный художник, преподаватель классической живописи, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой изобразительных искусств худграфа ДВГГУ, профессор Иконников, в течение трех часов объяснял, иногда убеждал, и удивительно интересно рассказывал мне, что такое «современное искусство». И всё становилось ясным и понятным. Бывают же такие люди!

Оказывается, его самого увлекала классическая живопись. Вот уже двадцать лет он читает этот предмет в университете, защитил докторскую диссертацию по теме «Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов».

Но жизнь повернула в другую сторону, точнее, расставила все по своим местам. Захотелось разбудить тех, кто идет по накатанному пути, живет по привычке, без мыслей, без сомнений. Разбудить шоком! Взрывом! Цветовыми контрастами, даже, может быть, некими космическими волнами или виртуальными образами, созданными на основе реальных…

Искру божью заметили в нем еще в далеком детстве.

- Сашенька, хорошо как! Нарисуй еще вон для того мальчика. Он так тяжело болен.
- А вот этот рисунок подари пожилой нянечке, пусть порадуется.

И он радовал. Старался изо всех сил. Не раз всплывали в нем эти детские воспоминания…

Почти целый год он не выходит из Хабаровской городской больницы. На поправку идет медленно. И, отчасти от безделья, отчасти из желания раскрасить яркими красками серые больничные будни, он рисует, рисует… На чем может и чем только может. Ведь это так нужно окружающим. Они хвалят, удивляются, как же у него так быстро да еще так похоже получается. Это придает ему силы. И он растет: рисует все лучше и лучше… Поправившись, он стал ходить в художественную студию при Хабаровском Дворце пионеров, где постигал азы художественного мастерства у преподавателя Анфисы Гавриловны Бурковой. На всю жизнь осталась благодарность в его сердце этой удивительной женщине. А молодая учительница русского языка и литературы Мария Максимовна Масликова вдохновляла: «Ты талант, Сашенька! Запомни, ты – талант!»

Словом, по окончании средней школы профессию долго выбирать не пришлось: конечно, худграф ХГПУ. Потом аспирантура в Московском педуниверситете, стажировка при Московской высшей художественно-промышленной академии, защита кандидатской, докторской. И все по классическому академическому рисунку. Но все-таки чего-то не хватало. Ведь в наше время копией, натурой, даже самой совершенной, никого не удивишь. Нужно, чтобы картина жила, трепетала, волновала современников. А для этого нужны новые формы передачи чувств, необычные сочетания красок для выражения эмоций художника, его философских размышлений. И он ищет. Обречен находиться в состоянии вечного поиска, чтобы воспроизвести новые оригинальные, неповторимые полотна. И – находит.

Стиль, в котором художник Александр Иконников предстал на выставках, мягко выражаясь, стал неожиданным и для коллег, и для студентов - для всех, кто знал его как преподавателя классической живописи. Да! Теперь на первый план вышла не реалистическая копия натуры, а поиск ответа на вопрос, как с помощью красок передать внутреннее психологическое состояние современного человека, заглянув в глубины его подсознания, уловив его тончайшие душевные движения. А для этого потребовалось взглянуть на жизнь свежим взглядом, увидеть происходящее как бы впервые. Затем, что называется абстрактно, запечатлеть все это кистью и красками так, что «иногда кажется, что на его картинах между контрастными цветами сверкают молнии». Ритмика линий - им художник придает особое значение. Они подчеркивают бесконечность движения, усугубляют внутреннюю напряженность рисунка, а иногда, сливаясь с красками, выводят еле слышную прекрасную мелодию: «Летний блюз», «Ритмы Приморья», «Таежный вальс», «Мелодия моря», «Осенний мотив», «Симфония Приамурья. Музыкой навеяны и названия персональных выставок - «Дальневосточный блюз», «Музыка цвета», «Дальневосточные мелодии».

Если на раннем этапе для Александра Иконникова было главным передать яркость солнечного света, струящегося с голубого неба ( полотна «Светлый день», «Летний блюз», «Парк»), то на более позднем этапе живопись художника становится намеренно сложной и символичной, приобретает философский подтекст. Появляется серия работ, в основе которых лежат скрытые смыслы, ассоциативное видение: «Легенда», «Царевна», «Былина», «Колокольный звон».

Художник так глубоко заглядывает в человеческую душу, что картина иногда говорит о реальности больше того, что непосредственно улавливает наш взгляд. Его образы, может быть образы образов, воспринимаются больше как читаемые, чем как видимые, реальное и воображаемое становится у него практически неотличимым.

Яркие солнечные краски дальневосточной природы рождают названия выставок: «Дальневосточные легенды», «Краски Дальнего Востока», «Пейзажи Приамурья», «Дальневосточные просторы» «Метаморфозы цвета». «Магия цвета» - именно так он назовет одну из своих последних персональных выставок.

Полотна Иконникова уже во второй половине девяностых годов дважды с успехом выставлялись в Москве. Что греха таить, не так-то это просто художнику с дальней восточной окраины, с периферии, заслужить признание избалованных москвичей, даже организовать выставку - очень сложно. А ему удалось. И то и другое с большим успехом. Больше того, его творчество привлекло внимание профессионалов, работающих в различных художественных галереях современного искусства.

Пристальный взгляд на его картины обратили и корейские коллеги. Мистер Лим Лип – профессор Чуннамского университета, организатор широко известных международных форумов художников из десятков стран мира, пригласил Александра Ивановича Иконникова участвовать в художественных фестивалях и выставках, а затем в ноябре 2007 года помог организовать персональную выставку в Лим Лип музее в городе Деджоне.

Новаторский поиск, отсутствие клише, эмоциональная выразительность, светлое, яркое, новаторское восприятие окружающего – вот то, что отмечают в его творчестве искусствоведы различных стран. Его полотна с успехом выставлялись не только в Москве, но и за рубежом: в Америке, Японии, Германии, Китае, Корее.

О его картинах говорят, что они похожи на сказочный сон, на воспоминание, т.к. воспроизводят чистые цвета, четкие линии и символы первоэлементов огня, воды, земли, воздуха, но с такой яркостью, которая возникает в момент озарения, и через них мы минуя какие-то случайные, субъективные впечатления, приходим в соприкосновение с самыми существенными качествами вещей. Часто картины не имеют прямого отношения к натуре и уводят зрителя в иное, нереальное пространство, пространство пробуждения после яркого тёплого сна, тем самым только подчеркивая красоту реальной жизни.

Но то эмоциональное состояние, то неповторимое праздничное настроение, которое в них вложено, раскрывает частицу души мастера – светлой одаренной личности.

Второй фестиваль Российской графики «Серебряная волна». г.Комсомольск на Амуре Галерея современного искусства «Метамарфоза» (сентябрь 2009г)

работы

Выставка преподавателей кафедры ИЗО ДВГГУ. Осенние мелодии (сентябрь 2009г)

материалы выставки

1-й международный фестиваль современного искусства (1—8 июля 2009г)

материалы выставки

50 лет факультета изобразительного искусства и дизайна (25 мая - 5 июня 2009г)

Уважаемые коллеги!

Представленная выставка демонстрирует новые грани педагогического искусства и профессионального мастерства преподавателей Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Она дает уникальную возможность проследить динамику педагогической художественной школы за 50 лет.

Продолжая традиции, заложенные художниками-педагогами, стоявшими у истоков создания Факультета изобразительного искусства и Дизайна, необходимо опираться на инновационное обучение. Оно предполагает процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение динамичных изменений в существующую культуру и социальную среду. Приоритетом должен явиться акцент на развивающий потенциал обучения.

Основной чертой обучения должна стать базовая поисковая модель которая актуализирует позицию студента, молодого художника, ученого. Проживание им учебного процесса в роли активного участника исследования, обучающей игры, дискуссии и т.д. будет учитывать не только логико-содержательную сторону обучения, но и его динамику, развертывание во времени. Самостоятельной дидактической целью должно стать обучение профессиональному мастерству, освоение процедур (процессов) поисковой деятельности, возрастанию роли тенденции на обучение творческого мышления. Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения с поисковой направленностью должна явиться надпредметная поисковая учебная деятельность. Учебный процесс в идеале должен моделировать процесс творческого научного исследования, поиска новых знаний. Студент может действовать как бы “без правил”, создавая новые, “свои” правила, но основываясь при этом на глубоком изучении опыта своих предшественников.

При выполнении проекта, картины, скульптуры студенты должны самостоятельно познать основные понятия и идеи, а не получать их в готовом виде. При обучении профессиональному мастерству необходимо создавать такие ситуации, которые помогают студентам знакомиться с академическими основами теории изобразительного искусства и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на конкретных примерах. Знакомство с базовыми основами профессиональной деятельности должно включать и альтернативные точки зрения.

Для достижения этих целей необходимо активное участие студентов в выставочной деятельности.

Личностная, творческая позиция педагога делает обучение частью более широкого образовательного процесса, в котором образование выступает как средство социальной адаптации, демократического преобразования процесса обучения и воспитания будущих художников-профессионалов.

Желаю всем участникам выставки оптимизма и вдохновения, новых творческих успехов!

Заведующий кафедрой
Изобразительного искусства
доктор педагогических наук,
профессор А.И. Иконников

материалы выставки

Персональная выставка «Jang Eun Sun Gallery» Seul City, South Korea (22 апреля - 1 мая 2009г)

Сейчас то время года, когда биение жизни наполнено изобилием. Мы впервые показываем Вам произведения русского художника, в которых можно почувствовать такое дыхание.

Преподаватель Александр Иконников - это автор, который показывает композицию смелых картин, где можно просмотреть родословную русского абстрактного изобразительного искусства, возникшее в начале 20 века. Строится мир свежих произведений, дополненные выразительностью динамичного нео-экспрессионизма, которое вело современное европейское изобразительное искусство конца 20 века. Поэтому восприятие пышных цветов переоценивается. Кажется, что европейская выразительность удивительно полностью подходит к русскому менталитету.

Но если посмотреть тщательно, то есть и русские обычаи. Очень много появляется интересных изображений, в которых проявляются первобытные образы. Эти образы также близки и к нам. Возможно это из-за того, что Александр Иконников работает на самом востоке России - в Хабаровске. Хоть географически этот город и близок к Корее, но, скорее всего, причина близости состоит в том, что в давние времена у нас был эмоционально общий знаменатель.

В этом смысле произведения Александра Иконникова не являются чужими. В частности цвета, которыми он рисует, очень схожи с цветами, которые мы видим издревле. Также движения цветов похожи на образы. И толи от этого в произведениях Александра Иконникова можно почувствовать энергичное дыхание.

Это те картины, которые точно подходят к образам этого времени года. И я думаю, что выставка Александра Иконникова, которая отражает и универсальность европейского изобразительного искусства с сущностью России и консенсус восточноазиатских чувств, занимает ценное место, показывая истинное современное русское изобразительное искусство

Апрель 2009 года
Чан Ын Сон

картины

Выставки 2008 года

выставки

Выставки 2007 года

выставки

Выставки 2006 года

выставки

Выставки 1995 - 2005

выставки